Поиск
  • Шоколадный Метр Киноклуб

В джазе только девушки. Киноклуб Шоколадный Метр рекомендует посмотреть классику мирового кино.

Пост обновлен апр. 20

Эксцентрическая комедия Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» или «В джазе только девушки». Американский киноинститут объявил его лучшей комедией всех времён, фильм получил Оскар и три премии Золотой глобус, в прокате США бюджет в 2,5 млн. был превзойдён более, чем в 7 раз. Песни, исполненные в фильме, в частности «I Wanna Be Loved by You», стали настоящими хитами.


Идею фильма режиссеру подкинул его давний приятель Роберт Тёрен, который был соавтором сценария оригинального французского фильма "Фанфары любви" 1935 года, по которому в свою очередь в 1951 году в Германии вышел ремейк. Правда, в оригинале не было никаких гангстеров. #историясоздания


В январе 1958 года Билли Уайлдер и Изи Даймонд написали большую часть сценария. Действие было решено перенести из современности в лихое времечко сухого закона и разгула организованной преступности в США. Это решение позволяло стилизовать фильм под старые гангстерские фильмы и снимать на чёрно-белую плёнку. В сценарии нашли отражение события тех времён, известные как бойня в День святого Валентина.

В целом, сценарий получился по тем временам весьма рискованным и идущим вразрез с привычными для публики представлениями. Когда Дэвид Селзник услышал о стрельбе и трупах в музыкальной комедии, он тут же попытался отговорить коллег от съёмок, предсказав фильму провал. Вдобавок это одна из первых картин в мире, открыто эксплуатирующая тему секса. Комедия цинично играет с запретными темами, но прямо их не касается. С цензурой, конечно, возникли проблемы. В штате Теннесси поставили ограничение "только для взрослых", а в Канзасе фильм и вовсе запретили. Диалоги сочли не только двусмысленными, а откровенно вульгарными.




Рабочим названием картины было «Не сегодня, Джозефина», позже его заменили на броское и пикантное название «Некоторые любят погорячее».


На главную женскую роль рассматривались разные кандидатуры: звезда мюзиклов Митци Гейнор, красавицы Одри Хепберн и Элизабет Тейлор, но продюсеры были недовольны. На тот момент Монро уже почти два года нигде не снималась и, узнав о намечающихся съёмках, выразила заинтересованность в новой работе. После первого прочтения пятистраничного наброска её роли Монро осталась очень недовольна. Она хотела исполнять серьёзные роли и избавиться от опротивевшего ей амплуа дурочки-блондинки. «Героиня даже не может отличить мужчину от женщины», — комментировала своего персонажа Мэрилин. Но сценарий понравился её супругу. Знаменитый драматург, прочитав сценарий, оценил качество текста и убедил Мэрилин в том, что всё в порядке: ведь остальные персонажи тоже не могут опознать мужчин в женщинах.


На одну из главных мужских ролей – красавца саксофониста Джо – по настоянию продюсеров был приглашён «оскароносный» актёр, певец и музыкант, сам Фрэнк Синатра. Но актёр, однако, не посчитал нужным даже откликнуться на предложение (о чём впоследствии жалел). Второй кандидат на эту роль отличался более покладистым характером – молодой, но уже известный Тони Кёртис.


Стать Дафной было предложено Джеку Леммону. Режиссёр заранее предупредил, что большую часть фильма придётся ходить в женском платье, но Леммон немедленно принял предложение. Фильм вознёс Джека Леммона на вершину славы.

На съёмках Тони Кёртису и Джеку Леммону пришлось непросто. Каждый день, когда им приходилось становиться женщинами, они приезжали в студию в 05.30 утра, их тщательно гримировали, делали макияж, маникюр и одевали в дамские наряды, чтобы к 10.00 они были готовы.


Чтобы актёры вживались в образы женщин, носили платья, правильно ходили на каблуках, обрели женскую походку и жесты, кинокомпанией из Берлина был специально приглашён известный женский имперсонатор Бабетта. Первые же занятия у Кёртиса прошли отлично – он эффектно смотрелся чопорной Джозефиной, хотя внутренне был крайне скован, чего не скажешь о его коллеге – Леммоне. Здесь было всё наоборот, Дафна не чувствовала никакой неловкости ни от платья, ни от макияжа, «она» свободно разгуливала в таком виде по студии и вела себя так, будто всю жизнь носила платья, вот только делал это Леммон абсолютно по мужски. Все попытки научить его выглядеть настоящей женщиной оказались безуспешны.


Самой первой отснятой сценой 4 августа 1958 года стал эпизод посадки пассажиров в поезд, идущий на Майами, и его отправление с вокзала Чикаго. Вокзал, выглядевший так натурально, на самом деле был декорацией.


Билли Уайлдер добавил сцену со струей пара, вырывающейся из паровоза, по просьбе Монро. Мэрилин считала, что её первое появление в фильме должно быть броским. Режиссёр решил продемонстрировать внимание к её мнению. На минуту задумался. «Давай-ка ещё дубль сделаем...» – дал команду режиссёр, и, пока Монро шла на исходную точку, он что-то быстро прошептал своему ассистенту. «Мотор! Камера!.. Экшн!». Душечка вновь прошла мимо музыкантов, как вдруг из-под вагона неожиданно и мощно дунуло струёй шипящего пара. С неподдельным испугом Монро оглянулась назад и нашла в себе силы пройти ещё несколько шагов. Этот эффектный кадр затем вошёл в картину.


После съёмки Чикагского вокзала съёмочная группа составом в 175 человек выехала к океану. По сюжету женский джаз-банд приезжает на гастроли из снежного Чикаго в солнечную Флориду. В реальности съёмки проходили в противоположной части США – на западном побережье Тихого океана, в солнечной Калифорнии, неподалёку от Лос-Анджелеса.




«Мы в середине полёта, на борту самолёта псих, и у него бомба», – так отозвался о ситуации на съёмочной площадке режиссёр в конце октября 1958 года. Мэрилин хронически опаздывала и срывала съёмочный график, актрисе было сложно сконцентрироваться перед камерой и запоминать текст. Уайлдер дробил сцены с её участием на максимально короткие кадропланы. Съёмки проходили в непростое для Мэрилин Монро время. Её появление вызывало повышенное внимание СМИ – журналисты и поклонники дежурили у отеля и на съёмочной площадке. В личной лизни актрисы всё шло не гладко – сложные отношения с супругом, беременность, которую она потеряла, депрессия и пристрастие к алкоголю и антидепрессантам. Но ничто не помешало обворожительной Мэрилин Монро прекрасно сыграть роль Душечки (в оригинале Sugar).




Монро была первой актрисой, которая не боялась подчеркивать свою сексуальность: ее одежда была призвана не маскировать роскошные изгибы тела, а, напротив, подчеркивать их. Знаменитое платье черное коктейльное платье из фильма «В джазе только девушки» считаться одним из первых в мире «голым» платьем. В 2010 году было продано на аукционе за $450 000.


Кстати, единственный Оскар картине достался именно за костюмы. Их создавал известный модельер того времени Орри-Келли, он и в жизни шил платья для Мерилин Монро. Для мужчин остановились на платьях прямого силуэта, без талии, с длинными рукавами.


Коктейльные же платья Монро идеально подчеркивали фигуру, на площадке платья зашивали прямо на актрисе. Зрители в кинотеатрах, глядя на актрису, гадали: а есть ли на актрисе белье? Настолько полную иллюзию голого тела под тканью создавали платья из сеточки. Добавляла интриги и знаменитая фраза Монро, что на ночь она надевает только "Шанель №5". На самом деле, если присмотреться к фотографиям, белье на звезде есть - оно вшито между слоями ткани. Причем конструкция бюстгальтера такова, что он приподнимает и одновременно увеличивает грудь, оставаясь совершенно незаметным под полупрозрачным платьем.


Это первый фильм, сделанный по системе "свободного продюсирования", позволившей собрать звездный состав актеров, а также взвинтившей их гонорары до небес. Продюсерами братьями Мириш режиссёру был предоставлен карт-бланш. «Они только спросили меня, какое будет название картины, про что она будет, и кто в ней будет играть. О большей свободе нельзя было и мечтать, — вспоминал он. Именно это позволило снять столь разноплановую картину — смесь музыкальной комедии и гангстерского боевика.




В сценарии картины имели место весьма вольные с точки зрения морали 1950-х годов реплики героев и повороты сюжета. Из-за сексуального подтекста картины органы цензуры отметили, что она не соответствует стандартам и присвоили рейтинг С (Сondemned - негодный, непристойный). Однако это не помешало Американскому институту киноискусства назвать картину лучшей комедией всех времен.


Картина имела ошеломительный успех не только в Соединенных Штатах. В Советском Союзе название фильма заменили на более нейтральный вариант «В джазе только девушки», вырезали из фильма 25 минут экранного времени (не столько политические шутки, сколько эротические, а также сцены с поцелуями) и при небольшом числе копий (чуть больше 200) в советских кинотеатрах в 1967 году комедию посмотрели почти 44 миллиона человек.

Просмотров: 62

© 2016 Chocolate Metrage